Оценка за поведение в школах может появиться уже осенью 2025 года

Министерство просвещения РФ планирует ввести оценку за поведение в российских школах уже с осени 2025 года. Эта инициатива вызывает множество вопросов с точки зрения образовательного права и может существенно повлиять на правовой статус учащихся. Рассмотрим юридические аспекты этого нововведения и его возможные последствия.

Правовая основа введения оценки за поведение

Согласно заявлению министра просвещения Сергея Кравцова, оценка за поведение может появиться в тестовом режиме уже с начала нового учебного года. Эта инициатива имеет историческую преемственность — подобная практика существовала в советской школе с 1943 года, когда Постановлением СНК РСФСР от 2 августа были утверждены «Правила для учащихся».

Эти правила устанавливали четкие стандарты поведения школьников и служили основой для оценивания их дисциплины. На базе этих правил в советской школе сформировалась система оценок за поведение, где пятерка ставилась «за безупречное поведение учащегося», тройка — «за серьезное нарушение поведения», а двойка ставилась при решении вопроса об исключении из школы.

Важно отметить, что решение о введении такой оценки принимается на высшем государственном уровне. Президент России Владимир Путин поручил правительству обсудить целесообразность этой меры, подчеркнув, что в случае положительного решения оценка за поведение должна быть равнозначна другим академическим оценкам.

Нормативно-правовое регулирование школьной дисциплины

Для юридически корректного внедрения оценки за поведение потребуется внести изменения в следующие нормативные акты:

  1. Федеральный закон «Об образовании в Российской Федерации»
  2. Федеральные государственные образовательные стандарты (ФГОС)
  3. Локальные нормативные акты образовательных учреждений

Согласно действующему законодательству, образовательные организации имеют право самостоятельно разрабатывать и утверждать правила внутреннего распорядка для обучающихся. Однако введение единой системы оценки поведения потребует централизованного подхода и разработки федеральных критериев, подобно тому, как это было реализовано в советское время через единые «Правила для учащихся».

Правила для учащихся, утвержденные Постановлением СНК РСФСР от 2 августа 1943 года

Для понимания исторического контекста и возможного направления современной инициативы, приведем полный текст Правил 1943 года, которые служили основой для оценивания поведения школьников в советский период:

Каждый учащийся обязан:

1. Упорно и настойчиво овладевать знаниями, и для того, чтобы стать образованным и культурным гражданином и принести как можно больше пользы Советской Родине.

2. Прилежно учиться, аккуратно посещать уроки, не опаздывать к началу занятий в школе.

3. Беспрекословно подчиняться распоряжениям директора школы и учителей.

4. Приходить в школу со всеми необходимыми учебниками и письменными принадлежностями. До прихода учителя приготовить все необходимое для урока.

5. Являться в школу чистым, причесанным и опрятно одетым.

6. Содержать в чистоте и порядке свое место в классе.

7. Немедленно после звонка входить в класс и занимать свое место. Входить в класс и выходить из класса во время урока только с разрешения учителя.

8. Во время урока сидеть прямо, не облокачиваясь и не разваливаясь, внимательно слушать объяснения учителя и ответы учащихся, не разговаривать и нс заниматься посторонними делами.

9. При входе в класс учителя, директора школы и при выходе их из класса приветствовать их, вставая с места.

10. При ответе учителю вставать, держаться прямо, садиться на место только с разрешения учителя. При желании ответить или задать учителю вопрос поднимать руку.

11. Точно записывать в дневник или особую тетрадь то, что задано учителем к следующему уроку, и показывать эту запись родителям. Все домашние уроки выполнять самому.

12. Быть почтительным с директором школы и учителями. При встрече на улице с учителями и директором школы приветствовать их вежливым поклоном, при этом мальчикам снимать головные уборы.

13. Быть вежливым со старшими, вести себя скромно и прилично в школе, на улице и в общественных местах.

14. Не употреблять бранных и грубых выражений, не курить. Не играть в игры на деньги и вещи.

15. Беречь школьное имущество. Бережно относиться к своим вещам и вещам товарищей.

16. Быть внимательным и предупредительным к старикам, маленьким детям, слабым больным, уступать им дорогу, место, оказывать всяческую помощь.

17. Слушаться родителей, помогать им, заботиться о маленьких братьях и сестрах.

18. Поддерживать чистоту в комнатах, в порядке содержать свою одежду, обувь, постель.

19. Иметь при себе ученический билет, бережно его хранить, не передавать другим и предъявлять по требованию директора и учителей школы.

20. Дорожить честью своей школы и своего класса как своей собственной.

За нарушение правил учащийся подлежит наказанию, вплоть до исключения из школы.

Эти правила охватывали все аспекты школьной жизни и поведения учащихся — от внешнего вида и манеры общения до отношения к учебе и обязанностей перед семьей и обществом. Именно на основе соблюдения или нарушения этих четко сформулированных правил выставлялась оценка за поведение, которая влияла на общую аттестацию ученика.

Если у вас остались вопросы, вы можете их задать через форму обратной связи:

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *