Как оформить бесплатный проезд в общественном транспорте пенсионеру

Бесплатный проезд для пенсионеров: как законно сэкономить на транспорте

Жизнь на пенсии — это не только заслуженный отдых, но и время новых возможностей. Однако, чтобы эти возможности не упустить, нужно уметь грамотно распоряжаться своим бюджетом. Ведь, как известно, с выходом на пенсию доходы большинства россиян существенно снижаются.

К счастью, государство предусмотрело для людей старшего поколения ряд льгот, компенсаций и выплат. Одна из самых востребованных мер поддержки — право на бесплатный проезд в общественном транспорте. Эта льгота позволяет пенсионерам значительно экономить на повседневных расходах и поддерживать активный образ жизни.

Правда, чтобы воспользоваться бесплатным проездом, мало достичь пенсионного возраста. Нужно еще разобраться в нюансах закона, собрать пакет документов и оформить специальную транспортную карту. Но не переживайте — мы расскажем вам обо всех тонкостях процедуры. А заодно развеем некоторые распространенные мифы и заблуждения.

Кому положен бесплатный проезд в России?

Давайте для начала определимся, кто же может претендовать на льготу.

На федеральном уровне такое право имеют:

  • Герои СССР, Герои РФ и полные кавалеры ордена Славы
  • Участники Великой Отечественной войны
  • Инвалиды Великой Отечественной войны и боевых действий
  • Лица, награжденные знаком «Жителю блокадного Ленинграда»
  • Бывшие несовершеннолетние узники фашистских концлагерей
  • Ветераны боевых действий
  • Члены семей погибших (умерших) ветеранов войны и боевых действий
  • Лица, пострадавшие от радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС, аварии на ПО «Маяк» и ядерных
  • испытаний на Семипалатинском полигоне

Но гораздо шире перечень региональных льготников.

В большинстве субъектов РФ бесплатно пользоваться городским транспортом могут:

  • Пенсионеры по старости (женщины старше 55 лет, мужчины старше 60 лет)
  • Ветераны труда
  • Ветераны военной службы
  • Труженики тыла
  • Реабилитированные лица и лица, признанные пострадавшими от политических репрессий
  • Почетные доноры СССР и России
  • Один из родителей в многодетной семье
  • Один из опекунов ребенка-инвалидаДополнительные льготные категории могут устанавливаться законами конкретных регионов. Например, в Москве и Санкт-Петербурге бесплатно ездить на транспорте могут все пенсионеры старше 60 лет. В Новосибирской области такое право есть у пенсионеров со стажем работы 35 лет и более. А в Омской области — у всех неработающих пенсионеров независимо от возраста.
Чтобы точно выяснить, положен ли вам бесплатный проезд, загляните на сайт отделения соцзащиты или ПФР по месту жительства. Или просто позвоните им по телефону горячей линии — вам обязательно подскажут.

Кстати, наличие других льгот обычно не мешает оформить бесплатный проезд.

«У меня, как у ветерана труда, уже был целый набор привилегий: доплата к пенсии, скидка на «коммуналку», бесплатные лекарства, — рассказывает 70-летняя Валентина Ивановна из Казани. — Поэтому я сначала думала, что за проезд придется платить. Но в соцзащите сказали, что право на бесплатный транспорт есть у всех пенсионеров. И оформили мне социальную карту буквально за пару дней».

Кроме того, в ряде регионов бесплатно ездить в транспорте могут не только сами льготники, но и сопровождающие их лица.

Такая мера поддержки предусмотрена для:

  • Инвалидов I группы
  • Детей-инвалидов
  • Пенсионеров старше 80 лет
  • Социальный работник или родственник, помогающий этим людям добираться до больниц, магазинов и других соцобъектов, тоже может не платить за проезд.

Какие виды транспорта можно использовать по льготе?

Социальная карта, которую выдают российским пенсионерам, действует на следующих видах транспорта:

  • Метро (там, где оно есть)
  • Автобусы, трамваи, троллейбусы городских и пригородных маршрутов
  • Пригородные электричкиНа маршрутки, такси и междугородние автобусы льгота обычно не распространяется. Хотя власти некоторых регионов делают исключения. Например, в Омске и Уфе на коммерческих маршрутах для пенсионеров действует 50-процентная скидка на проезд. А в Ленинградской области люди старше 75 лет могут бесплатно ездить на пригородных автобусах и электричках.

    Кроме того, в ряде городов для использования льготы есть временные ограничения. Скажем, в Екатеринбурге пенсионеры ездят бесплатно только до 8 утра и после 8 вечера. В Ростове-на-Дону — с 9 до 12 часов дня и с 17 до 19 часов вечера. А в Перми право бесплатного проезда вообще действует только в дачный сезон — с 15 мая по 1 октября.

    Чтобы избежать недоразумений, перед поездкой лучше уточнить условия льготы в справочной службе транспортной организации. Особенно если вы планируете путешествие в другой город.

«Недавно ездила навестить родственников в Тверь, — делится опытом 66-летняя Ольга Сергеевна из Москвы. — Решила сэкономить на билетах и воспользоваться своей социальной картой. На вокзале она сработала без проблем. А вот в автобусе кондуктор заявила, что московским пенсионерам бесплатный проезд в Твери не положен. Пришлось покупать билет за полную стоимость. Теперь буду умнее — сначала узнаю о льготах на месте, а потом планирую маршрут».

Как оформить бесплатный проезд?

Главный документ для получения льготы — социальная карта. Это именная пластиковая карточка с фотографией владельца и встроенным электронным чипом. Получить ее может каждый пенсионер, имеющий право на бесплатный проезд.

Для оформления карты нужно обратиться в районное управление соцзащиты, отделение Пенсионного фонда или ближайший МФЦ. При себе необходимо иметь:

  • Паспорт
  • Пенсионное удостоверение (или справку о назначении пенсии)
  • Документ, подтверждающий право на льготы (удостоверение ветерана, справку об инвалидности и т.п.)
  • СНИЛС
  • Цветное фото 3х4 см

Заявление на выдачу карты заполняется на месте. В нем указываются:

  • ФИО и дата рождения пенсионера
  • Паспортные данные
  • Адрес регистрации и фактического проживания
  • Номер пенсионного дела
  • СНИЛС
  • Категория льготника (ветеран труда, инвалид, репрессированный и т.д.) Если за картой обращается доверенное лицо, дополнительно потребуются паспорт представителя и нотариально заверенная доверенность.

Срок изготовления социальной карты — от 10 до 30 дней. Забирать ее нужно лично в том же учреждении, где подавали документы. При получении карты пенсионер расписывается в журнале учета.

Соцкарта выдается бессрочно либо на определенный период (от 1 года до 5 лет). Если за это время ваши персональные данные изменятся (например, поменяется фамилия или адрес), нужно будет оформить новую карту.

«Недавно у нас в области ввели новые электронные карты для льготников, — рассказывает Ирина Николаевна, сотрудница МФЦ из Волгограда. — Теперь бесплатно ездить в транспорте можно только по ним, а старые бумажные проездные больше не действуют. Так что всем пенсионерам пришлось идти на перевыпуск. Но процедура стала гораздо проще — подать заявление можно через Интернет, на портале госуслуг. А когда карта будет готова, ее доставят прямо на дом».

Как пользоваться социальной картой в транспорте?

Итак, заветная карточка у вас в руках. Как же применять ее на практике? На самом деле все просто. При входе в автобус, трамвай или троллейбус нужно приложить карту к валидатору (специальному считывающему устройству). Терминал проверит наличие льготы и откроет турникет. Никакого бумажного билета покупать не нужно.

В метро социальная карта одновременно служит проездным и пропуском через турникет. Но если вдруг считыватель откажется ее принимать, можно обратиться к сотруднику на станции. Он обязан будет пропустить вас, проверив карту визуально.

Что касается пригородных электричек, то здесь порядок оформления льготного билета может различаться. Где-то карту нужно предъявлять в пригородных кассах, где-то — прикладывать к турникету, а где-то — показывать контролеру при посадке. Лучше уточнить эти детали у кассира на вокзале или по телефону справочной службы.

Кстати, не забывайте носить с собой не только социальную карту, но и пенсионное удостоверение. Его могут спросить для подтверждения личности и права на льготу.

«Однажды я забыла дома пенсионное, — вспоминает 63-летняя Тамара Петровна из Саратова. — Села в трамвай, приложила социальную карту, прошла. А на следующей остановке вошел ревизор. Увидел, что еду по льготе, и потребовал удостоверение. Я стала объяснять, что я пенсионерка и имею право на бесплатный проезд. Но он был неумолим — выписал мне штраф за безбилетный проезд. Пришлось потом долго обивать пороги, чтобы его отменили».

Бывает, что терминалы в транспорте не принимают социальную карту из-за технического сбоя. В таких случаях нужно обращаться к кондукторам или контролерам. Они обязаны вас пропустить, зарегистрировав льготную поездку вручную. Если откажутся это делать — смело жалуйтесь в администрацию перевозчика.

Еще один частый вопрос — что делать, если социальная карта потерялась или перестала работать? В первом случае нужно как можно скорее заблокировать пропажу, позвонив на «горячую линию» уполномоченной организации (ее телефон указан на карте). А потом написать заявление на выдачу дубликата в том же учреждении, где получали основную карту.

Если карта не срабатывает из-за физического износа или повреждения, тоже нужно обратиться за перевыпуском. При этом испорченную карту необходимо сдать. Никаких дополнительных документов для замены карты обычно не требуется. Но в некоторых регионах могут попросить справку из полиции о том, что пропажа не найдена.

Сколько стоит проезд для льготников?

Как правило, федеральные и региональные льготники пользуются городским транспортом совершенно бесплатно. Но есть и исключения. Например, в Санкт-Петербурге за проезд в метро, автобусах, трамваях и троллейбусах нужно заплатить 10% от стоимости разового билета. В Новосибирске пенсионеры старше 75 лет оплачивают только 50% цены проезда. А в Севастополе за льготный месячный проездной придется отдать символическую сумму в 100 рублей.

«Недавно мы с мужем переехали из Москвы в Тулу, — делится наблюдениями 61-летняя Елена Сергеевна. — Пошли оформлять социальные карты и удивились: здесь за льготный проезд нужно платить 300 рублей в месяц. Вроде бы немного, но для нас, пенсионеров, ощутимо. Зато на эти деньги можно кататься в транспорте без ограничений — хоть целый день. В Москве-то совсем бесплатно было».

Кроме того, в некоторых субъектах РФ работают системы лимитированных льготных поездок. Например, в Ленинградской области пенсионеры могут бесплатно ездить на пригородных автобусах и электричках, но не более 10 раз в месяц. В Самарской области действует аналогичное ограничение — 50 поездок в месяц на городском транспорте и 20 поездок на пригородном.

Впрочем, большинство регионов от таких лимитов уже отказались. Ведь контролировать число поездок по электронным картам технически сложно. Да и сами пенсионеры жаловались, что этих поездок им не хватает.

Еще один интересный нюанс — в ряде городов по социальной карте можно ездить не только на общественном транспорте, но и на такси. Правда, не бесплатно, а со скидкой. Так, во Владимире местные власти договорились с несколькими таксопарками о 50-процентном дисконте для пенсионеров. В Твери и Ульяновске льготники могут рассчитывать на 20-30% скидки в муниципальных такси.

«Я, когда узнала про эту услугу, сначала не поверила, — признается 70-летняя Зинаида Ивановна из Владимира. — Какое такси для пенсионеров? Это же дорого! Но потом племянница объяснила, что поездка со скидкой обойдется почти как на автобусе. Теперь, когда нужно быстро доехать в больницу или на почту, вызываю социальное такси. Очень удобно и недорого».

Альтернатива социальной карте — льготная транспортная карта

В некоторых регионах вместо социальных карт используются специальные транспортные карты для льготников. По сути, это те же электронные проездные, только выдают их не в соцзащите, а в кассах транспортных компаний или в специальных пунктах.

Такие карты обычно действуют ограниченное число поездок или определенный срок (от 1 до 12 месяцев). Например, в Ростовской области пенсионеры получают транспортную карту на 50 поездок в месяц. В Пермском крае — на 90 поездок в квартал. А в Хабаровске льготный проездной предоставляется на 1 или сразу на 3 месяца.

Для оформления транспортной карты нужно прийти в пункт выдачи с паспортом, пенсионным удостоверением и документом, подтверждающим право на льготу. Никаких дополнительных справок и фотографий обычно не требуется. Зато могут попросить заплатить небольшой залог за саму карту (50-100 рублей). Его вернут, когда вы сдадите карту обратно.

Срок действия льготной транспортной карты ограничен, поэтому ее придется периодически продлевать. Но в большинстве регионов это можно сделать удаленно — через сайт или мобильное приложение перевозчика. Просто пополняете баланс карты онлайн, и она автоматически продлевается на новый срок.

«Раньше, чтобы продлить льготный проездной, нужно было ехать в центральную кассу и стоять там в очереди, — вспоминает 65-летний Игорь Петрович из Перми. — А теперь все делается через Интернет за пару минут. Я даже из дома для этого не выхожу. Очень удобно, особенно для нас, пожилых людей».

Выбор между социальной и транспортной картой зависит от того, какая система льготных проездных принята в вашем регионе. В любом случае, на получение обеих карт у пенсионеров есть полное право. А значит, можно пользоваться той, которая больше нравится.

Дополнительные транспортные льготы для пенсионеров

Помимо бесплатного проезда в общественном транспорте, в некоторых субъектах РФ для людей старшего поколения предусмотрены и другие меры поддержки. Вот самые распространенные из них:

1. Льготы на проезд в пригородных электричках. Например, в Москве и Подмосковье все пенсионеры ездят на электричках бесплатно. В Ленинградской и Новосибирской областях такая привилегия есть только у льготников старше 75 и 60 лет соответственно. А в большинстве регионов проезд в электричках для пенсионеров просто стоит дешевле — за счет скидки 50% или фиксированного тарифа 10-15 рублей за зону.

2. Льготы на проезд в поездах дальнего следования. Правда, действуют они не везде и не круглый год. Чаще всего пенсионерам предоставляют 50-процентную скидку на билеты в плацкартные и общие вагоны в период с 1 октября по 15 мая. То есть в несезон, когда пассажиропоток минимальный. А в некоторых регионах (например, в ХМАО и на Камчатке) для неработающих пенсионеров организуют бесплатный проезд к месту отдыха и обратно раз в два года.

3. Компенсация проезда к месту лечения. Этой льготой могут воспользоваться пенсионеры-северяне, если они выезжают на лечение в другой регион РФ по направлению врача. Оплачивается проезд в поездах, самолетах, междугородних автобусах и даже такси до аэропорта или вокзала. Также компенсируются расходы на провоз багажа весом до 30 кг. Для получения выплаты нужно обратиться в местное отделение ПФР с проездными документами, багажными квитанциями и справкой из медучреждения.

4. Льготы на проезд в коммерческом транспорте. В ряде городов России частные перевозчики (маршрутки, такси) по договоренности с местными властями предоставляют пенсионерам скидки от 10% до 50%. Где-то льготный тариф действует только в будни или в определенные часы, а где-то — без ограничений. Но воспользоваться им можно только при предъявлении пенсионного удостоверения или социальной карты.

Конечно, это далеко не полный список региональных транспортных преференций. В каждом субъекте РФ могут действовать свои уникальные льготы для пожилых людей. Следите за новостями на сайте администрации вашего города или области, и вы всегда будете в курсе последних изменений.

«Мой совет всем пенсионерам — не стесняйтесь спрашивать о льготах, — говорит 68-летняя Людмила Васильевна из Екатеринбурга. — Я, когда вышла на пенсию, даже не знала, что могу бесплатно ездить на автобусах. Думала, это только для ветеранов и инвалидов. А потом дочка посмотрела в Интернете и выяснила, что у нас в области для всех пенсионеров льготы есть. Сходила в собес, оформила социальную карту и теперь везде езжу бесплатно. И на продуктах экономлю, и на лекарствах. Лишних денег не бывает, особенно в нашем возрасте».

 

Подводя итоги

Как видите, право на бесплатный проезд — это не миф и не привилегия избранных. Воспользоваться им может каждый российский пенсионер, независимо от размера пенсии и наличия других льгот. Главное — вовремя оформить социальную карту и не забывать брать ее с собой в дорогу.

Конечно, в системе льготных перевозок еще встречаются недочеты и проблемы. Где-то пенсионерам не хватает лимита поездок, где-то их не пускают в маршрутки, а где-то заставляют платить за провоз багажа. Но если ваши права нарушают — не молчите. Обращайтесь с жалобами к перевозчику, в общество защиты прав потребителей, в прокуратуру. Закон на вашей стороне, и вы обязательно добьетесь справедливости.

А еще не забывайте делиться информацией о льготах с друзьями и знакомыми старшего возраста. Ведь многие из них до сих пор не знают о своих правах и продолжают тратить деньги на проезд. Помогите им сэкономить семейный бюджет и улучшить качество жизни. В конце концов, забота о ближних — это лучшее, что мы можем сделать в любом возрасте.

Будьте здоровы, берегите себя и почаще пользуйтесь льготами! Легких вам дорог и приятных поездок!

Если у вас остались вопросы, вы можете их задать через форму обратной связи:

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *