Почти каждый покупатель рано или поздно сталкивается с нарушением своих прав. Законом о защите прав потребителей
четко прописано все то, на что может претендовать гражданин в таком случае. Например, при покупке некачественного товара
можно потребовать и заменить товар, и уменьшить его стоимость, и обязать произвести ремонт, и потребовать вернуть уплаченные деньги.
Но что делать, если права есть, а реализовать их не получается? Если директор магазина отказывается, например, возвращать уплаченные деньги?
Для этого нужно различать досудебный порядок урегулирования спора и судебный порядок.
1. Претензионный порядок
Обязательно до обращения в органы власти за защитой своих прав нужно обратиться со своей претензией непосредственно в магазин, где вы товар приобрели. В претензии обязательно нужно указать:
ваши контактные данные (адрес, телефон, электронную почту);
когда приобрели товар, какие именно изделия и в каком магазине, по какому адресу;
какие недостатки обнаружились у обновки (например, одежда окрасилась, телефон перестал включаться, у телевизора пропал звук и т.п.);
когда именно обнаружились эти недостатки (может быть возникали периодически на протяжении всего периода использования или появились после какого-то события);
описать свою просьбу, что именно вы хотите (вернуть деньги, заменить товар, уменьшить цену, отремонтировать);
указать, что хотите, чтобы ваша просьба была удовлетворена в течение 10 дней с момента получения письма (это необязательно, т.к. статье 22 Закона о защите прав потребителей уже установлен этот срок, но мы рекомендуем напомнить об этом продавцу);
поставить свою подпись и дату.
Претензия составляется в двух экземплярах, один из которых остается в магазине, а на втором вам поставят отметку о ее принятии (это может быть, как входящий номер, так и просто печать ООО или ИП и роспись лица, принявшего документ).
2. Обращение в органы исполнительно власти с жалобой
Если продавец отказывается удовлетворять ваши требования, то вы можете обратиться в Роспотребнадзор с жалобой на бездействие со стороны продавца товара. Жалоба в Роспотребнадзор составляется в такой же произвольной форме, как и претензия, только в ней необходимо дополнительно указать о том, что вы уже обращались письменно к продавцу и он вашу просьбу не удовлетворил.
Отделения Роспотребнадзора находятся в каждом субъекте Российской Федерации, например, здесь адреса Управления Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека по городу Москве и Управления Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека по городу Санкт-Петербургу .
Срок рассмотрения жалобы — 30 дней.
Если сотрудники Роспотребнадзору сочтут жалобу обоснованной, то они могут назначить выездную проверку в магазин. Примечательно, что, например, в ситуации, когда вы жалуетесь, что вам не возвращают деньги по причине отсутствия чека, сотрудники Роспотребнадзор запрашивают товарные накладные, проводят осмотр в торговом зале для того, чтобы определить, есть ли в продаже такая же продукция, как и вы приобрели. Результатом рассмотрения вашей жалобы и проведённой проверки может стать предписание, выданное магазину с требованием удовлетворить вашу просьбу.
3. Судебный порядок
Если и Роспотребнадзор не смог повлиять на продавца и ваши требования до сих пор не удовлетворены, то необходимо обращаться с исковым заявлением в суд.
Некоторые истцы думают, что обращение в Роспотребнадзор приостанавливает течение срока и считает его с момента получения ответа от Роспотребнадзора, но это не так. Срок в этом случае не прерывается, но может быть восстановлен по вашему ходатайству, если суд сочтет причину его пропуска уважительной.
Важно определить цену своего иска.
Судебные участки мировых судей поделены по территориальному принципу. Узнать номер участка в Москве можно тут , по Санкт-Петербургу здесь .
Очень важно понимать куда именно подавать исковое заявление. Обычно действует правило, что иски подаются по месту нахождения ответчика (т.е. магазина), но для дел о защите прав потребителей действует исключение и вы можете выбирать и подать иск:
- по месту нахождения юридического лица или индивидуального предпринимателя, являющегося продавцом;
- по своему месту жительства (месту пребывания);
- по месту продажи товара (заключения или исполнения договора).
Обратите внимание, что когда дело доходит до суда, то вы можете требовать еще дополнительные денежные средства, а именно:
неустойку за просрочку исполнения ваших требований. Она составляет 1% от цены покупок за каждый день просрочки. При подаче иска неустойку нужно считать на день подачи иска, и ее потом в судебном процессе можно будет увеличивать.
компенсацию морального вреда;
штраф за отказ добровольно исполнить ваши требования, предъявленные по закону. Этот штраф будет присужден судом даже без вашего заявления, но его тоже можно указывать в просительной части иска. Штраф составляет 50% от суммы, присужденной в вашу пользу;
судебные издержки, в которым относятся, госпошлина, расходы на услуги представителя, экспертизу, нотариуса, оценку и т.п.
Государственная пошлина по таким делам не платиться, если сумма иска до 1 000 000 рублей. Если она выше (это актуально по спорам, вытекающим из договоров долевого участия или строительства, ремонта), то нужно пошлину рассчитать следующим образом: (цена иска свыше 1 000 0000 *0,5% + 13 200) – 13200 руб., например, если иск 1 200 000 руб, то пошлина будет (200 000 * 0,5% + 13 200) – 13 200 = 1 000 руб.
Образование высшее юридическое. В 2001 году закончила ДВФУ по специальности «Юриспруденция». Диплом ДВС 0021766. Стаж работы по юридической специальности более 20 лет. Специализируется в области гражданского, семейного, финансового, трудового, жилищного права.